Содержание и архив номеров
2025 г., Том 180, № 12 ДЕКАБРЬ
Физиология
Вовлечение ассоциативных областей неокортекса в приобретение и извлечение отставленного и следового условного рефлекса замирания у мышей
Ассоциативное обучение — универсальный механизм приобретения нового опыта, моделируемый у животных выработкой условно-рефлекторного замирания (УРЗ). По соотношению времени действия условного и безусловного раздражителя различают две версии УРЗ: отставленный (оУРЗ; безусловный раздражитель наносится на фоне условного) и более сложный следовой (сУРЗ; имеющий паузу между условным и безусловным раздражителем). Сравнивали активность ассоциативных областей неокортекса мышей при формировании и извлечении памяти в этих версиях. Животные успешно вырабатывали оба УРЗ; при обучении в сУРЗ у них наблюдалась экспрессия c-Fos в теменной ассоциативной коре. При этом ни теменная ассоциативная кора, ни ретросплениальная кора не активировались при извлечении памяти в сУРЗ. Однако обе области активировались при извлечении памяти в оУРЗ. Впервые показано дифференциальное вовлечение теменной ассоциативной коры в формирование и извлечение разных форм ассоциативной памяти.
Ключевые слова: отставленный условный рефлекс; следовой условный рефлекс; с-Fos; теменная ассоциативная кора; ретросплениальная кора
Адрес для корреспонденции: xen.alexander@gmail.com Торопова К.А.
DOI: 10.47056/0365-9615-2025-180-12-664-670 EDN: MDGBES
Involvement of cortical associative areas in acquisition and retrieval of delayed and traced conditioned fear in mice
Associative learning is a universal mechanism for acquiring new experience; it can be modeled in animals using fear conditioning (FC). Based on the temporal relationship between the conditioned and unconditioned stimulus, two types of FC are distinguished: delayed CF (dFC; where the unconditioned stimulus is presented concurrently with the conditioned one) and the more complex trace CF (tFC; which has a gap between the conditioned and unconditioned stimuli). In this study, we compared the activity of neocortical associative areas during the formation and retrieval of memory in these paradigms. Animals successfully acquired both forms of FC; during tFC training, c-Fos expression was observed in the parietal associative cortex. However, neither parietal associative cortex nor the retrosplenial cortex were activated during memory retrieval in tFC. In contrast, both areas were activated during memory retrieval in dFC. For the first time, we demonstrate the differential involvement of parietal associative cortex in the formation and retrieval of different forms of associative memory.
Key Words: delay fear conditioning; trace fear conditioning; с-Fos; parietal associative cortex; retrosplenial cortex
