Экология
Сопряжённость параметров внимания детей и подростков с микроструктурными показателями белого вещества головного мозга
В связи с актуальностью и социальной значимостью проблемы дефицита внимания в среде школьников проведена 3D-визуализация мозга детей (= 17; 9–12 лет) и подростков (= 16; 13–15 лет). Выявлены корреляционные связи между значениями фракционной анизотропии церебральных пучков белого вещества (количественный уровень аксонов, миелинизация), которые определяли с помощью диффузионно-взвешенной магнито-резонансной томографии (ДВ МРТ), и показателями внимания (точности и скорости выполнения заданий) детей и подростков. У детей 9–12 лет (период второго детства) установлено повышение концентрации внимания на фоне роста фракционной анизотропии в мозолистом теле и снижение при увеличении уровня анизотропии в 3-м сегменте верхнего продольного пучка (ВПП3). Для подростков характерны диаметрально противоположные результаты. В обеих группах выявлено увеличение концентрации внимания при повышении фракционной анизотропии в ВПП1 пучке. Обсуждается связь полученных результатов с данными о разных сроках созревании в онтогенезе срединных (более раннее развитие) и латеральных (более позднее созревание) церебральных структур.
innachadova@yandex.ru Чадова И.Н.
10.47056/0365-9615-2024-178-10-487-491
The correlations of the children and adolescents' attention parameters with the brain's white matter microstructural parameters
Due to the relevance and social significance of the problem of attention deficit disorder among schoolchildren 3D-visualization of children's (n = 17; 9–12 years old) and adolescents' (n = 16; 13–15 years old) brains was conducted. The correlations between the values of fractional anisotropy of white matter fiber tracts (reflecting the quantity of axons and myelinization), defined by diffusion-weighted magnetic resonance imaging (dMRI), and attention indicators (accuracy and task completion time) in children and adolescents were found. Between the ages of 9 and 12 (the second childhood period) the increase of attention was accompanied by the growth of fractional anisotropy in corpus callosum, while the decrease of attention was marked by the rise of the level of anisotropy in the third segment of superior longitudinal fasciculus (SLF3). The opposite results were obtained for adolescents. In both groups there was an improvement in attention with an increase in fractional anisotropy in the SLF1. The relationship of the obtained results and the information about different terms of development in ontogenesis of median (earlier development) and lateral (later development) cerebral structures is discussed.